Одной из первых философских  попыток  осознания пушкинской судьбы стала знаменитая статья В.С. Соловьева. Автор «Судьбы Пушкина» был убежден, что иная развязка дуэли была бы для поэта убийственна – он не смог бы продолжать творить с осознанием причастности к убийству:

Добровольно отдавшись злой буре, которая его увлекала, Пушкин мог и хотел убить человека, но с действительною смертью противника вся эта буря прошла бы мгновенно, и осталось бы только сознание о бесповоротно совершившемся злом и безумном деле. У кого с именем Пушкина соединяется действительный духовный образ поэта в его зрелые годы, тот согласится, что конец этой добровольной с его стороны, им самим вызванной, дуэли — смертью противника — был бы для Пушкина во всяком случае жизненною катастрофою. Не мог бы он с такою тяжестью на душе по-прежнему привольно подниматься на вершины вдохновения для «звуков сладких и молитв»; не мог бы он с кровью нечистой человеческой жертвы на руках приносить священную жертву светлому божеству поэзии; для нарушителя нравственного закона нельзя уже было чувствовать себя царем над толпою, и для невольника страсти — свободным пророческим глаголом жечь сердца людей. При той высоте духа, которая была ему доступна и которую так явно открыли его последние мгновения, легких и дешевых расчетов с совестью не бывает.

Главный подвиг Пушкина состоит в том, что он – человек страстей и сильных чувств – сохранил себя, не перейдя той грани, за которой находились невозможность духовного возрождения и вечное раскаяние. Внутреннее величие поэта проявилось не в уничтожении противника, а в отваге, храбрости, веселости духа и верности себе.

Этому принципу оказалась подчинена вся жизнь Пушкина. Он – победитель, но его порывы комичны и вместе с тем светлы. Мы попробовали отыскать в жизни поэта двенадцать подвигов (как и в случае Фазиля Искандера, их оказалось чуть больше). О тринадцати случаях истинной отваги и веселости – наш новый материал.

Подвиг 1. История о том, когда побег не связан с поражением

А.С. Пушкину, в 1815 году юному и начинающему поэту, посчастливилось 8 января на экзамене в Царскосельском лицее читать своё стихотворение “Воспоминания в Царском Селе” самому Г.Р. Державину. Гавриил Романович был, пожалуй, самым прославленным и уважаемым литературным деятелем тех времен. Прочитанное стихотворение, которое юный гений написал специально к приезду поэта, было близко Г.Р. Державину как по стилю написания, так и по заложенным в него патриотическим смыслам. Сам Пушкин, вспоминая об этом событии, указывал, что сразу после своего чтения он убежал из комнаты, в которой проходил экзамен: “Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять меня… Меня искали, но не нашли…” Стоит отметить, что это была единственная встреча двух великих литературных деятелей — пожилого и глубокоуважаемого Г.Р. Державина и молодого, подающего большие надежды А.С. Пушкина.

Подвиг 2. История о том, как свинец переплавляется в дружеское чаепитие

В 1818 году Пушкин написал эпиграмму на своего лицейского товарища Кюхельбекера:

За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно —
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно!

Друг Пушкина был так обижен, что вызвал еще начинающего свой творческий путь поэта на дуэль. Кюхельбекер сделал первый выстрел, после чего Пушкин отбросил пистолет в сторону, отказавшись стрелять в ответ. Это был жест, приглашающий друга-соперника к примирению. Современники Пушкина говорили, что поэт протянул Кюхельбекеру руку со словами: «полно дурачиться, милый; пойдем чай пить». Дуэль продолжать было нельзя, а через некоторое время лицейские товарищи примирились, забыв о ссоре.

Подвиг 3. История о том, что долг чести сильнее страха

В апреле 1820 года военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга М.А. Милорадович вызвал к себе Пушкина, чтобы узнать о распространении в армии и светском обществе стихотворений, приписываемых поэту. Несмотря на то, что рукописи с этими текстами были сожжены Пушкиным накануне, он заявил, что готов восстановить уничтоженное, и исписал неподцензурными стихотворениями целую тетрадь. Поэту грозила ссылка в Сибирь, но его поступок был оценен Милорадовичем, который объявил Пушкину прощение от лица императора. Сам Александр I не согласился со смягчением наказания: «Мне нравится откровенный его [Пушкина] поступок с Милорадовичем, но это не исправляет дела».  После продолжительных размышлений и совещаний император согласился с генерал-губернатором, и ссылка в Сибирь была заменена для Пушкина назначением на юг.

Подвиг 4. История о том, что свободному человеку недостаточно свободы для одного себя

В Кишинёве А.С. Пушкин познакомился с князем Александром Константиновичем Ипсиланти, который возглавлял восстание греков против турецкого владычества. Знакомство и дальнейшие комментарии ситуации описываются А.С. Пушкиным в его “Кишиневском дневнике” 1821 года, где он высказывает надежду на успех греков. Позднее, в повести “Кирджали”, Пушкин говорил об этом времени: «Когда Александр Ипсиланти обнародовал возмущение и начал набирать себе войско, Кирджали привёл к нему несколько старых своих товарищей”. Герой этого произведения, Георгий Кирджали, воплощает в себе образ разбойника и мятежника. Стоит отметить, что сам Александр Сергеевич поддерживал борьбу греков за свободу от турецкой зависимости и даже хотел присоединиться к ним. Хорошо, что этого не случилось, ведь в то время погибли лучшие представители греческого войска, и мы могли бы потерять великого поэта.

Подвиг 5. История, где пули заменяются вишневыми косточками

А.С. Пушкин во время игры в карты с офицером Генерального штаба Александром Зубовым обвинил его в шулерстве, и офицер призвал поэта сойтись в поединке. В день дуэли в июне 1822 года Пушкин ел черешню из своей фуражки, пока противник готовился к выстрелу. Во время дуэли никто не пострадал: Зубов промахнулся, а Пушкин отказался от выстрела. Эту довольно забавную выходку Пушкин использовал в произведении «Выстрел», где  молодой граф — обидчик Сильвио плевал косточки в сторону своего противника.

Подвиг 6. История о том, что дельный человек заботится не только о красе ногтей, но и о твердости руки

В мае 1820 года поэт был выслан из Петербурга и направлен в Бессарабию – это событие считается началом “южной ссылки”, продлившейся четыре года. Находясь вдали от столицы, Пушкин во многом пересмотрел свою жизнь. Так, у поэта появилась привычка везде носить с собой железную трость весом в 9 фунтов. На вопрос, зачем это нужно, Пушкин отвечал: «для того, чтоб рука была тверже: если придется стреляться, чтоб не дрогнула».

Помимо твердости руки поэт работал и над твердостью духа. Именно в южной ссылке он обратился к творчеству Байрона. Несмотря на то, что Пушкин, по собственному определению, “с ума сходил” от английского поэта, связанный с именем Байрона романтический дух не стал определяющим для его произведений. Даже находясь под сильным влиянием Байрона, Пушкин сумел сохранить уникальный характер своего творчества.

Подвиг 7. История о том, как прощает поэт

В 1825 году поэт написал первое стихотворение-воспоминание о лицейском времени – «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Позже такое послание товарищам-лицеистам станет традицией.
Однако в первом стихотворении этой цепочки речь идет не только о прекрасном дружеском союзе – в одной из строф звучит призыв поднять тост за императора Александра I:

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.

Во время написания стихотворения Пушкин находился в Михайловском – в ссылке, куда поэт отправился по решению царя. Прославление монарха в этих обстоятельствах становится удивительным и характерным жестом: Пушкин еще при жизни Александра I находит в себе силы простить императора за несправедливое наказание.

Подвиг 8. История о том, как выглядит высочайшее удивление

8 сентября 1826 года Николай I вызвал поэта из Михайловского в Москву; беседа с императором состоялась в Чудовом монастыре. По свидетельству графа Струтынского, на вопрос Николая I, является ли Пушкин “врагом государя”, Александр Сергеевич дал отрицательный ответ и уточнил, что является “врагом абсолютной монархии”. Нужно обладать смелостью и стойкостью характера, чтобы сказать это в лицо императору. Николай I оценил честность Пушкина и в дальнейшем покровительствовал поэту. После нарушенного Пушкиным запрета на дуэли император писал: “Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».

Подвиг 9. История о том, как был побежден национальный стереотип

А.С.Пушкин провёл в ссылке в селе Михайловском период с 1824 по 1826 год. Эти годы стали очень важными в творческой жизни поэта, ведь здесь написаны многие его произведения. Сам А.С.Пушкин писал о ссылке в черновиках “Путешествия Онегина”: “Уехал в тень лесов Тригорских / В далекий северный уезд,/ И был печален мой приезд (VI, 505)”. Для поэта это время было непростым: окруженный лишь вниманием Арины Родионовны, он испытывал одиночество, тоску из-за разлуки с любимой и друзьями. Несмотря на опасения Вяземского, что Пушкин в ссылке сойдёт с ума или сопьется, поэт пошел против установок национальной традиции и не стал заливать свою печаль алкоголем. Вместо этого Пушкин стал писать, много писать.

Подвиг 10. История, где храбрость не противоречит человечности

Находясь в 1829 году вместе с Нижегородским драгунским полком на Кавказе, Пушкин участвовал в отражении атаки турок под Саган-лу. Когда неподалеку от лагеря раздались ружейные выстрелы, поэт в числе первых вскочил на коня и устремился на врагов с подхваченной казачьей пикой. Его нашли отделившимся от основного войска, “скачущего, с саблею наголо, против турок, на него летящих”. Однако поэт так и не нанес удара по сопернику. За все время пребывания на юге Пушкин не лишил жизни ни одного врага: обладая храбростью и силой духа, поэт не направил эти качества на убийство противников и остался верен самому себе.

Подвиг 11. История о том, какая победа государя оказывается для Пушкина значительнее

Стихотворение А.С. Пушкина “Пир Петра Первого” было впервые напечатано в журнале “Современник” в 1836 году. В нём описывается большое торжество Петра Великого и двора. О причинах такой радости Александр Сергеевич рассуждает вместе с читателем: военная победа? Рождение наследника? Нет, лучше…

Нет! Он с подданным мирится;
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну;
И в чело его цалует,
Светел сердцем и лицом;
И прощенье торжествует,
Как победу над врагом.

А.С. Пушкин акцентирует внимание на чувствах Петра I, на том, как легко ему на сердце после прощения, и будто призывает Николая I последовать примеру своего великого предшественника. Поэт убежден, что подвиг милости оказывается важнее воинской славы и других побед государства.

Подвиг 12. История, где сила духа побеждает обстоятельства

27 января 1837 года состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом. Поэт первый подошел к барьеру и поднял пистолет, но его соперник, не дойдя до отмеченной шинелью границы одного шага, выстрелил, ранив Пушкина. Упав, поэт остановил бросившихся к нему секундантов словами: «Attendez! je me sens assez de force pour tirer mon coup <Подождите! Я в силах сделать свой выстрел>». Дуэль должна была закончиться смертью одного из стрелявших. Несмотря на ранение, поэт продолжил следовать кодексу чести: превозмогая боль, он оперся на руку, принял предложенное ему новое оружие и выстрелил в соперника. Когда Дантес упал, поэт спросил его, куда попала пуля; получив ответ о том, что соперник, кажется, ранен в грудь, Пушкин вскрикнул “Браво!” и бросил пистолет в сторону.

Подвиг 13. История о том, как появилось наше мученье и наше богатство

Тот факт, что Александр Сергеевич Пушкин — великий поэт и писатель, известен всем с малых лет. Кроме того, он считается основателем современного русского литературного языка. По словам В.Г. Белинского, “из русского языка Пушкин сотворил чудо”. Это отмечали также И.С.Тургенев, Л.Н. Толстой, А.А. Блок, В.В. Виноградов и другие деятели искусства и науки. Язык поэта объединил и высокий штиль, и просторечия, что делало его универсальным, понятным и любимым каждым, кто прикасался к строкам произведений Александра Сергеевича. Вот почему деятельность великого поэта в области языка можно назвать настоящим подвигом. 

Слова, поступки, мысли поэта оказались значительными не только для него самого, но и для эпохи, в которую он жил. Фигура Пушкина во многом определила представление об этом времени в глазах потомков. Говоря об облике пушкинской эпохи, нельзя не вспомнить мысли А.А. Ахматовой:

“Вся эпоха (не без скрипа, конечно) мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях (с перевранными датами рождения и смерти) пушкинских изданий.

Он победил и время и пространство”

Авторы текста: Полина Захарова, Степанида Красножён, Леонид Юрьевич Большухин
Фактчекинг: Галина Львовна Гуменная
Авторы иллюстраций: Яна Аршинова, Анна Фортуна, Анастасия Рискина, Полина Шевлякова, Ольга Вдовина, Полина Захарова, Степанида Красножён

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *