Вампилов получил фундаментальное филологическое образование, поэтому прекрасно понимал специфику творчества Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, и, безусловно, А. С. Пушкина. Драматург понимал, как построен «Евгений Онегин»: как появляется диалог и игра с читателем, как выстраивается любовная линия. Совокупность приемов, использованных в «Повестях Белкина», «Капитанской дочке», «Медном всаднике», «Евгении Онегине», безусловно, отразились в драматических произведениях Вампилова.

А. С Пушкин уделял большое внимание мотиву поединка, дуэли в своем творчестве – Ленский / Онегин, Гринев / Швабрин, вариант сражения в «Кавказском пленнике». Безусловно, мотивы, вариации дуэлей в произведениях Пушкина разные, но целью дуэли является разрешение спора между дуэлянтами. Вероятность смерти одного из персонажей возводит конфликт на самый высокий уровень – жизнь или смерть. В романе в стихах Пушкина дуэль занимает центральное место, является кульминацией. В драме «Прошлым летом в Чулинске» вариация дуэли не является кульминационной точкой, но становится важным элементом в раскрытии образов Пашки и Шаманова.

Для более конкретного сопоставления обратимся к повести «Выстрел» и диалогу Пашки и Шаманова в Чайной.

Пашка отступает от Шаманова, сжимая в руке пистолет.
Она любит меня… Тебе не видать ее… идиот, как  ты  не  понимаешь… никогда  не  видать…  (Вцепившись  руками  в  подлокотники  стула,  кричит истерически.) Стреляй!
Пашка нажимает на собачку — ясно слышен стук бойка. Осечка. На  лице  у Шаманова — ужас, потом недоумение. Пашка роняет пистолет.
(Приходит в себя, но разжать пальцы, которыми несколько секунд назад он схватился за подлокотники, ему не сразу удается. Но вот он  овладел  руками. Ладонью провел полбу и по глазам.) Подними пистолет.
Пашка поднимает пистолет.
Положи на стол.
Пашка положил пистолет на стол.
Уходи.
Пашка, чуть пошатываясь, будто пьяный, спускается с веранды. Он уходит.

Шаманов хотел подняться, но безуспешно. Ноги его не держат»1.

Мотив мести, движущий Пашкой в этой сцене, дает основание сравнивать героя Вампилова и Сильвио, героя Пушкина. Затаенная обида толкает героев на самое страшное преступление против человека – убийство. Поведение Сильвио расчетливо, он подгадал момент мщения, просчитал своего противника. В то время как поведение Пашки диктуется условиями окружающего мира: Шаманов специально говорит то, что раззадоривает противника, пистолет по счастливой случайности оказывается рядом. То, что Пашка в конечном итоге спускает курок, говорит о его серьезных намерениях. Итогом данных вариаций дуэли как у Пушкина, так и у Вампилова, разрешение конфликта посредством дуэли не происходит: осечка пистолета у Пашки и отказ от выстрела Сильвио.

Любовная линия Валентины и Шаманова строится по пушкинскому сценарию. Любовное влечение к Евгению Онегину продиктовано Татьяне Лариной французскими романами, проснувшейся способностью любить, готовностью разделить свою жизнь с кем-то. Душа Татьяны мечтала встретить объект любви, влечение к которому строилось бы по принципу романов Руссо или Ричардсона:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.2

Объектом любви Татьяны мог стать любой «пришелец», явившийся в ее мир и походивший на героя французского романа.

Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь,

VIII

И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! теперь и дни, и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Всё полно им; всё деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем. 3

Чувство Валентины к Шаманову построено по такому же принципу. Девушка не смогла влюбиться ни в кого из своего окружения (отвергает чувства Пашки). Пришельцем в данном тексте является Шаманов, приехавший из районного центра следователь, холодный по отношению ко всем. Шаманов отвергает чувства Валентины, так же как и Онегин, говорит о том, что Валентина его не заслужила и он не сможет сделать ее счастливой. Развитие любовной сюжетной линии происходит во время импровизированной дуэли Пашки, влюбленного в Валентину, и Шаманова, имеющего отношения с буфетчицей Хороших. Татьяна Ларина выходит замуж за генерала, к которому не испытывала любовного влечения, брак нужен был лишь с социальной точки зрения. С подобным исходом в дальнейшим может столкнуться и Валентина: после вечерних танцев Валентина говорит отцу, что проводила вечер с Мечеткиным, тем самым ограждая себя от внимания Пашки и Шаманова.

В «Комментарии к Евгению Онегину» М. Ю. Лотман описывает окружающее пространство Онегина и Татьяны: «Если «свой» мир Татьяны — это мир, к которому героиня принадлежит духовно и куда она хотела бы вернуться, то «свой» мир Онегина — мир, из которого он хочет бежать»4. Это точное описание не только Онегина и Татьяны, но и Шаманова и Валентины. Мир Валентины – Чулимск, маленький городок, который она старается держать в порядке (починка ограды палисадника), который она не покинула, и вряд ли, самостоятельно покинет. Мир Шаманова – город, из которого он сбегает в Чулимск. Шаманов сбегает от обязательств по службе, семьи, высокой должности и остается в Чулимске – городе, в котором до пенсии можно жить, как на пенсии.

Следует так же отметить схожесть реакций на признание в чувствах Онегина и Шаманова. Онегин «в деревенском мире Татьяны Онегин остался равнодушным к трогательному признанию героини»5, Онегин называет причину невозможности их союза: он не достоин Татьяны.

Что может быть на свете хуже

Семьи, где бедная жена

Грустит о недостойном муже,

И днем и вечером одна;

Где скучный муж, ей цену зная

(Судьбу, однако ж, проклиная),

Всегда нахмурен, молчалив,

Сердит и холодно-ревнив!

Таков я. 6

Шаманов реагирует на признание Валентины подобным монологом:

ШАМАНОВ (не сразу). Да нет, Валентина, не может этого быть… (Засмеялся.) Ну вот еще! Нашла объект для внимания. Откровенно говоря, ничего хуже ты не могла придумать… (Открыл калитку, сделал шаг и… погладил ее по голове.) Ты славная девочка, ты прелесть, но то, что ты сейчас сказала, — это ты выбрось из головы. Это чистейшей воды безумие. Забудь и никогда не вспоминай… И вообще: ты ничего не говорила, а я ничего не слышал… Вот так».

Основными идеями его высказываниями становится то, что Валентина прекрасна, но ей стоит найти кого-нибудь получше, ведь с ним она не будет счастлива. Вампилов, вслед за Пушкиным, создает сложную любовную историю, истинные мотивы которой можно понять лишь опираясь на пушкинскую литературную традицию. 

Автор текста: Юлия Городничева
Иллюстрация: нейросеть Midjourney

Примечания

  1. Вампилов А. Прошлым летом в Чулимске // Вампилов А. Избранное. М.: Согласие
  2. Евгений Онегин [роман в стихах] / А. С. Пушкин, Глава 2. XXIX
  3. Евгений Онегин [роман в стихах] / А. С. Пушкин, глава 3, VII — VIII
  4. Лотман М.Ю. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя
  5. Лотман М.Ю. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя
  6. Евгений Онегин [роман в стихах] / А. С. Пушкин Глава IV,  XV

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *