Смерть следует по пятам за каждым из нас независимо от эпох. А во времена Питера Брейгеля Старшего, когда между собой переплетались две эпидемии чумы и религиозные войны Фландрии и Испании она и вовсе был чем-то обыденным и повседневным.
«Триумф смерти» стал напоминанием художника для своих современников, а впоследствии и для нас о том, что конец неизбежен. Еще готическое средневековье разработало довольно тщательно дифференцированную иконографию плясок смерти, триумфов смерти, искусства умирать. Это разные иконографические мотивы. И, подобно Иерониму Босху, Питер Брейгель Старший с насмешкой наблюдает за людьми, разрушающими свой мир ничуть не хуже Смерти.
На полотне мы видим огромную армию скелетов, символизирующих гибель всего живого и торжество Смерти над мирской сущностью. На переднем плане восседает сама Смерть верхом на красно-коричневом коне, которая во главе своего войска уничтожает мир. Земля находится в зареве пожаров, усеяна столбами с колесами пыток и виселицами, на самой линии горизонта виднеется обмелевшее море с тонущими кораблями. Все слои общества, равные перед лицом Смерти, воссоздают безумный вихрь событий, падая на землю или убегая. Кто-то пытается спастись, кто-то уже смирился. Но в итоге их всех затаскивают в ловушку формы гроба.
Небо постепенно окрашивается в тревожные красные и коричневые оттенки. В то время как вся левая половина картины уже поглощена хаосом, с правой стороны продолжаются пиры, гулянья и разврат. Нашему глазу предстаёт и душераздирающий эпизод: в правом нижнем углу стоят двое влюблённых, ещё не подозревающих о своей кончине
Comments are closed