Мы живем в мире, где социально приемлемо быть продуктивным, активным и жить «в моменте», а желание спрятаться и отвлечься, столь актуальное в подростковом возрасте, может восприниматься как слабость характера и осуждаться. Поддержкой в этой ситуации неожиданным образом могут оказаться книги, ведь одно из важнейших назначений литературы, как и всего искусства в целом, – это эскапизм, то есть возможность спрятаться от действительности. «Дом, в котором…» Мариам Петросян – яркий пример того, как книга может стать убежищем не только для читателей, но и для автора.
Обложка книги Мариам Петросян «Дом, в котором…». Источник: Readrate
Причиной для эскапизма часто может быть потребность в отдыхе, но также распространен эскапизм как «бегство от». Если в первом случае речь идет о развлечении в целях отдыха, то во втором эскапизм объясняется необходимостью уйти от негативных психических или физических переживаний.
В «Доме, в котором…» почти все герои так или иначе являют собой пример эскапизма с разными причинами и последствиями. Так, юный читатель сможет с большой вероятностью найти персонажа, чья история поможет лучше понять свои переживания. Главный герой – Сфинкс, будучи ребёнком, становится свидетелем страшной бойни, которая настолько шокирует и пугает его, что он в буквальном смысле уходит из реальности: «Придя в себя (шесть лет спустя по моему времени и месяц спустя для всех остальных), я увидел в зеркале странное существо: лысое, длинношеее, слишком юное, с диковатым взглядом… понял, что жизнь придется начинать заново, и заплакал. От усталости, а вовсе не из-за того, что лишился волос». Сфинкс как впечатлительный и восприимчивый герой проходит сложный путь взросления, в конце которого ему удается примириться с реальностью, осознать всё произошедшее и идти дальше.
Sphinx. Источник: The Grey House Wiki.
Крайне интересно, что в Доме для тех, кто совершает акт эскапизма, есть свои названия: Прыгуны и Ходоки. О возможности уйти в другую реальность знают все жители Дома, но не говорят. Внутренний активный эскапизм присущ всем Ходокам и Прыгунам (Сфинкс, Слепой, Табаки, Лорд, Рыжий, Стервятник и др). Интересным примером внутреннего эскапизма как «бегства от самого себя» является Македонский. Он боится своей собственной силы, своих магических способностей, и старается избегать своей сущности, прячась за маской невидимой прислуги.
Рисунок: Дарья Сергееева. Источник: Artstation.
Радикальный внешний эскапизм («бегство» в реальном физическом пространстве, смена обстановки) характерен для Горбача, который в последней части «Дома» в течение нескольких дней живет не в комнате, а на дереве вместе со своей вороной Нанеттой.
Курильщик рационален, стремится к понятности и нормальности, однако в эпилоге мы узнаем, что после выпуска он становится художником. Сфинкс, посещая его выставки, замечает, что Курильщик вынес из Дома больше, чем он сам думает. Рисование – тоже акт эскапизма, хоть и умеренный.
Таким образом, «Дом, в котором…» актуализирует проблему эскапизма у подростков, указывает на их страх перед реальностью, где они беспомощны и часто никому не нужны. Мариам Петросян показывает, какую большую цену приходится иногда заплатить, чтобы выбрать реальный, а не виртуальный мир.
Книга не оставляет читателя с однозначной моралью или мотивацией, но дает поддержку всем, кому сложно «вписываться» в социум, и веру в постепенное нахождение себя в сложном, но интересном взрослом мире.
Автор текста: Таисия Демиданова
Иллюстрация: нейросеть Midjourney
No responses yet