Слово Маньеризм происходит из итальянского слова manierismo \ maniera — в переводе манера и  образ действия, в детальном смысле — вычурность. Данное течение зародилось в 1520-1590х годах в искусстве западной европы.  И включало в себя уход от гармонии между телесным и духовным. Литературный и художественный стиль стал характерен для выражения особых форм некой вычурности. Характерными для маньеризма стало искусство позы, в особенности любовь к искусству вычурного позирования.

Некоторые исследователи особенность жанра объясняют через призму выражения “жеманная поза”. Жеманность — неестественное, надуманное положение, которое человек принимает, чтобы привлечь внимание к своей оригинальности.

В изобразительном искусстве, это умение передать особую аристократичность, наготу и экзотику, а также помпезность и изломанность позы. 

Изначально куртуазный маньеризм ассоциировался с особенностями галантного века, для которого характерен культ прекрасный дамы, изящество и утонченный стиль, столь характерный для прециозной поэзии.  

Великий Приор Ордена куртуазных маньеристов Андрей Добрынин в статье «Паладины невыразимого, или От куртуазного маньеризма к киберманьеризму: «Образный ряд, проносящийся перед внутренним оком читателя, будет представлен кавалерами в париках, дамами в кринолинах, красными каблуками, мелькающими в ритме менуэта среди жемчужных шелков, а также прудовыми павильонами и беседками в стиле рококо, затерянными в лабиринтах регулярных парков. Все это, разумеется, озаряется вспышками фейерверка и щедро сдобрено маркизской игривостью»1.

Интервью 2005 года Вадим Степанцов:  Куртуазный означает не только «рыцарский», «галантный», но еще и «чувственный». А маньеризм — направление западноевропейского искусства XVI века. Оно характеризовалось сочетанием несочетаемого: возвышенного и низменного, трагического и комического, прекрасного и безобразного»2

Куртуазность —  amour courtois  то есть рыцарский и учтивый. Этим словом называется определенный свод правил — концепция любви в средневековье, согласно которой отношения влюбленных приравниваются к отношениям прекрасной Дамы (госпожи) и вассала. Согласно этим правилам избранник — придворный должен вести себя определенным образом и иметь ряд качеств. Формировался культ куртуазной любви — бескорыстного служения даме.

В средние века, понятие куртуазность также обозначало  лирические и повествовательные произведения западноевропейской литературы 11-15 веков.

Идеальный мужчина в рамках куртуазности должен быть защитником веры и добродетели. Он отличается доблестью и мужеством, и должен быть справедлив сам и быть блюстителем справедливости по отношению к слабым и беззащитным. Но помимо этого, он должен быть благороден — уметь элегантно одеваться, изысканно говорить, слагать песни и играть на инструментах. Он должен самосовершенствоваться, а речь куртуазного рыцаря должна быть возвышена и красива. 

Куртуазная любовь сама по себе является уникальным феноменом. Она отражает специфический культурный образ времени. Понятие «куртуазная любовь» впервые появилось в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса, как навык владения собой, своими поступками, словами 3. Ю.М. Лотман писал так:  «Героический поступок реализуется через невозможное для человека выполнение самых утонченных и невыполнимых идеальных норм. Это определяет совершенно специфические отношения литературы и действительности. Литература задаёт неслыханные, фантастические нормы героического поведения, а герои пытаются реализовать их в жизни. Не литература воспроизводит жизнь, а жизнь стремится воссоздать литературу»4

В результате своем куртуазность – это правила хорошего тона, хорошие манеры. Можно сказать, что куртуазность – это некое подобие, а точнее зачатки современной этики и морали.

«Поменяй «маньеризм» на «модернизм», и получится захватывающая современная коллизия».

Список литературы:

  1. Алешина М. Рецепт компота счастья от Вадима Степанцова // Аргументы и факты. 2005. № 20 (68)
  2. Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. 1520-1590. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 11.
  3. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2010. 704 с.
  4. Маньеризм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 501—503 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  5. Свидерская Марина Ильинична Маньеризм = модернизм: человек «на распутьях тысячи дорог». Cага об Ипполитове, Вазари, Понтормо и Флоренции поздних Медичи. Часть I // Искусствознание. 2018.
  6. Услады киборгов: сборник стихотворений. М.: «АСТ-Пресс», 2001. 400 с.
  7. https://artchive.ru/encyclopedia/105~Mannerism

Автор текста: Екатерина Серкова
Автор иллюстрации: Анастасия Рискина

Примечания

  1. Услады киборгов: сборник стихотворений. М.: «АСТ-Пресс», 2001. 400 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kurtuazia.ru/dobrynin/dob_proza/Paladini.htm
  2. Алешина М. Рецепт компота счастья от Вадима Степанцова // Аргументы и факты. 2005. № 20 (68) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gazeta.aif.ru/online/uznat/68/hz08_01
  3. Игнатьева Т.Г. Куртуазная любовь как семиотический феномен средневековой культуры // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2012. №3. С. 241-244.
  4. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2010. С. 49.

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *