1 ноября 2019 в свет вышел клип на песню «Почитай старших» Ивана Алексеева, известного под псевдонимом Noize MC. В названии заложен двойной смысл, непереводимая игра слов: «почитай старших» – это устоявшееся выражение от глагола «чтить, то есть относиться с уважением к старшему поколению, но и одновременно название означает призыв прочесть то, что уже было написано, и относиться с уважением к признанным гениям поэзии, прежде, чем создавать новое, но менее качественное.
Алексеев пишет в описании к клипу: «Прежде чем читать рэп, почитай старших! Неважно, исполнитель ты или слушатель: важно быть вдумчивым читателем. «Почитай старших» — это наш манифест о литературном труде, о том, зачем всем нам сегодня наследие поэтов прошлых веков и почему авторы никогда не перестанут заимствовать друг у друга»1. После этих слов в описании к видео прикреплён и сам текст песни.
В композиции звучат архивные записи голосов Маяковского, Есенина и Мандельштама, которые обрамляют текст, встраиваясь в его общую идею и настроение, а также содержится и множество других цитат и аллюзий. Алексеев назвал песню музыкальным палимпсестом2, поскольку он пишет новый текст, но приглядевшись, в нем можно обнаружить ранние фрагменты, вплетённые на фоне новых. Использование цитат русских поэтов – частый приём Ивана Алексеева, цитаты из Мандельштама, Бродского и Есенина встречаются в текстах «Зубы мудрости», «Сохрани мою речь» (выпущенный в день 125-летия Мандельштама), строки из «Не входи из комнаты» в песне «В темноте», и он даже выпускает вторую версию песни, где второй куплет – целиком зачитанное произведение Иосифа Бродского.
Текст «Почитай старших» открывается отрывком из стихотворения «Нет, никогда, ничей я не был современник…» звучащим в исполнении самого автора, поэта Осипа Эмильевича Мандельштама. Стихотворения в песне выбраны не случайно. Произведение Мандельштама и само построено частично на тех же темах, что поднимает Алексеев, вслед за великим поэтом. Первая строфа стихотворения – своеобразный ответ на критику, которая обвиняла Мандельштама то в несовременности, то в попытках подражания Пастернаку, и желания соответствовать его современности. Мандельштам отрицает это, он использует двойное отрицание для усиления экспрессии. Слово «современник» в этом ключе, звучавшее в 1924 году во всех газетах3 опротивело Мандельштаму, и он отказывается от него в первой строфе своего стихотворения.
Далее начинается первый куплет песни, в котором эта тема получает развитие уже из уст Алексеева. «В моей голове голоса»4, говорит он обо всех текстах, когда-либо прочитанных лирическим героем, ведь любая речь каждого человека – переставленные местами слова, уже однажды услышанные от других людей: «Я порой говорю их цитатами – // Они тоже нередко шпарят готовыми фразами, откуда-то взятыми»4, Алексеев подчёркивает преемственность мыслей в исполнении деятелей искусства. Алексеев использует строчки поэтов прошлого, за что иногда получает негативные отзывы публики. Однако и сами поэты прошлого, в свою очередь, что-то подчерпнули из творчества поэтов ещё более ранних. То есть нельзя с нуля начать делать что-то своё, нужна база знаний, которая накопились ранее: «Под каждой ногой – великана плечо»4, – цитата Исаака Ньютона, раскрывающая метафору преемственности в искусстве и познании, по мнению лирического героя,всё создаётся с опорой на уже существующее знание. Люди способны видеть дальше, но не потому, что стали умнее и лучше, а потому что великие умы прошлых лет приподняли человеческую цивилизацию.
В строчке «устрицей глядя на мир из их раковин»4 содержится отсылка к строкам Владимира Маяковского, его стихотворению «Нате»:
«Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей»5.
В следующей строчке «В их честь я трублю свою песнь, как ежечасный хейнал с костёла над Краковом»6 содержится аллюзия на легенду, согласно которой трубач на сигнальной башне погиб, сражённый стрелой, когда пытался подать сигнал об опасности. Таким образом Алексеев говорит о том, что его лирический герой в какой-то мере подвергает свою жизнь опасности, но всё же не может молчать о проблемах, тяготящих его душу. Он уже устал, но продолжает свой путь.
Затем наступает припев песни, ёмко выражающий общий посыл произведения, в мире, где все события пролетают с бешеной скоростью, а человеческое внимание не поспевает за огромными объёмами информации, следует обратиться к истории и книгам, что будет в разы эффективней, чем заполнять пустоту тревоги в голове развлекательным медийным контентом. «Почитай старших» – это призыв не к бездумному уважению чьего-либо статуса, а к опыту и результатам.
Вторая интерлюдия снова содержит запись голоса великого поэта – ставшее уже культовым стихотворение Владимира Владимировича Маяковского «А вы могли бы?» (1913), застрагивающее тему поэта и поэзии, проблему творца, ведь по мнению лирического героя в стихотворении Маяковского, обычный человек, смотря на водосточные трубы, видит только трубы, а истинный творец – средство создания прекрасного.
На этом цитирование Маяковского не заканчивается, в следующей же строчке содержится цитата из стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926), в них отражена мысль о том, что поэзия – очень трудное дело, поскольку для того чтобы написать одну строчку, нужно много труда, с тем чтобы в последствии из тонны слов осталась хотя бы маленькая стоящая чего-то крупица. Стихотворение Маяковского по форме построения представляет собой разговор, его специфика в том, что лирический герой обращается через метафоры к человеку далёкому от поэзии и пытается донести на афоризмах добычи радия истинное предназначение поэтической работы.
Во втором куплете лирический герой начинает полемику с разношёрстной критикой, часть из которой обвиняет автора в плагиате своих строк, некоторым нравится «декор величественной цитаты», а другие и вовсе не заметят даже самых очевидных и популярных цитат в силу своей неграмотности. В подтверждение своей позиции Алексеев начинает жонглировать известными строчками, в числе которых и цитата из песни Егора Летова «Культура распалась на плесень, липовый мёд, трафареты и коллажи» группы «Гражданская оборона» — «Всё идёт по плану»: «А наш батюшка Ленин совсем усоп // Он разложился на плесень и на липовый мёд»7, затем снова инверсированная строчка из стихотворения «Нате» В. Маяковского: «Я слов бесценных мот и транжир»6.
В середине второго куплета появляется третья фигура великих русских поэтов, это Сергей Есенин. Исполнитель сравнивает себя с классиком: «Я самый модный в СССР. Лапти сменил на цилиндр и башмаки лакированные»6, как Сергей Есенин вырвался из села Константиново и стал известным поэтом, так и Иван Алексеев в своё время переехал из провинции в крупный город, оставив «однушку и микрофон за 100 рублей»6, и только упорно работая над собой, развился в музыканта высокого уровня.
«Весь «Англетер» // Стоит на ушах – это я пишу трек»6, действие впервые за всё произведение наконец обзаводится хронотопом. Лирический герой находится в «Англетере» – печально известном отель, в котором нашли тело Есенина. Лирический герой хочет записать совместную песню с приведением поэта, и для достижения этой цели он слушает его пластинки, ищет подходящий фрагмент, чтобы вставить его в песню. Этот процесс Алексеев сравнивает со спиритическим сеансом, поскольку диалог с записью голоса поэта похож на разговор с призраком, поэтому он сравнивает пластинку Есенина одновременно и с пластинкой диджея и с доской Уиджи. В этом диалоге с призраком он говорит с поэтом об изменениях в современной истории, спрашивает, «как полиняла за век городская адуха. // Похожа ли наша Гоморра на их Содом»6, снова играя со смыслом. По библейской легенде, города Содом и Гоморра были уничтожены богом небесным огнём. Алексеев сравнивает эпоху поэтов ХХ века и века нынешнего с сожжёнными городами. Затем он задаётся вопросом, нюхал ли он порох, в сущности, спрашивая, достиг ли он уровня предшественников. Вслед за тем ведётся рассуждение о том, кем бы был и как бы выглядел на фоне предыдущего поколения артист, переместившись назад во времени, с помощью аналогии между папуасами из Новой Гвинеи (устаревшим и диким) и путешественником Николаем Миклухо-Маклаем (как знаменем апокалипсиса, божества, новшества). Лирический герой рассуждает, был ли бы он воспринят как божество, или был бы таким, как все.
«Я в лаве времён утону, их голосами крича, как второй Терминатор»6 – отсылка к культовому фрагменту из фильма «Терминатор 2» (1991), где Т-800 погружается в раскалённую магму, показывая прощальный жест. Под «лавой времени» здесь подразумевается знание предшественников, даже общий и бесконечный поток человеческого знания, в котором место Алексеева явно не выделяется на фоне более признанных гениев литературной деятельности. Утонуть в этой лаве – раствориться в познании и изучении оставленного наследии, а также желание лирического героя вернуться во времени и пережить аналогичный жизненный опыт, что и его почитаемые предшественники.
Закрывает данное произведение снова цитата великого поэта, Есенин Сергей Александрович собственной персоной зачитывает фрагмент стихотворения «Исповедь хулигана» (1920), что свидетельствует о том, что задумка Алексеева удалась, он всё же смог и записал совместное произведение со звездой. Стихотворение Есенина – монолог одновременно чувствительного человека мятущейся души, но непокорный и бунтарский. Цель автора – привлечь внимание молодых, думающих людей к этой истории, и он использует для достижения этой цели новые инструменты современного мира, которые позволяют слышать голоса мёртвых поэтов.
Подытоживая, это песня обо всем том многоголосом хоре предшественников, что звучит в сознании каждого, кто берётся за перо сам. Современный поэт как будто пишет на стене, на которой уже нет живого места от надписей, всё, что могло быть создано, казалось бы, уже создано. Новые тексты, которые создаются некоторыми авторами, пытаются перечеркнуть всё существующее знание, что приводит к ухудшению качества новой поэзии.
«Почитай старших» – это мощная и заставляющая задуматься сильная песня, которая подчёркивает важность понимания и уважения между предшественниками и потомками. Эта песня – размышление о важности уважения и понимания борьбы прошлых поколений, особенно тех, кто пережил трудные времена, войну и политическое угнетение. Слова песни призывают слушателей учиться на опыте этих старших и не принимать как должное свободы и возможности, которыми они пользуются сейчас.
Список литературы
Noize MC. Почитай старших // И. А. Алексеев. – 2019.
URL: https://www.youtube.com/watch?v=iA8nxSf-HAc&ab_channel=NoizeMC
Есенин, С. А. Исповедь хулигана («Не каждый умеет петь…») // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. – М.: Наука. – Голос, 1995–2002. Т. 2. Стихотворения (Маленькие поэмы). – 1997. – С. 85–88. – ФЭБ.
URL: http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/es2/es2-085-.htm
Мандельштам, О.Э. «Нет, никогда, ничей я не был современник…» // Собрание сочинений в 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Том 1.
Маяковский, В. В. А вы могли бы? («Я сразу смазал карту будня…») // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 12 т. — М.: Гос. изд-во «Худож. лит.», 1939–1949. Т. 1. Стихи, поэмы, статьи, 1912—1917 / Ред. и комментарии Н. Харджиева. – 1939. – С. 34. – ФЭБ. URL: http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/mp0/mp1/mp1-034-.htm
Маяковский, В. В. Нате! («Через час отсюда в чистый переулок…») // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 12 т. – М.: Гос. изд-во «Худож. лит.», 1939–1949. Т. 1. Стихи, поэмы, статьи, 1912–1917 / Ред. и комментарии Н. Харджиева. – 1939. – С. 52. – ФЭБ. URL: http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/mp0/mp1/mp1-052-.htm
Сурат, И. З. Ничей современник // Новый мир. – 2010. – №. 3. – С. 177-190. URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2010_3/Content/Publication6_1427/Default.aspx
Примечания
- Noize MC — Почитай старших / 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iA8nxSf-HAc&ab_channel=NoizeMC
- Палимпсест – рукопись на пергаменте или папирусе поверх соскобленного текста.
- Сурат И. З. Ничей современник //Новый мир. – 2010. – №. 3. – С. 177-190. URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2010_3/Content/Publication6_1427/Default.aspx
- Noize MC — Почитай старших
- Маяковский В. В. Нате! – 1913 г.
- Noize MC — Почитай старших / 2019.
- Гражданская оборона – Всё идёт по плану, 1989.
No responses yet