90-ые годы считаются одними из самых специфических периодов в развитии русской литературы. Главной особенностью литературы 90-х годов было ее чрезвычайное разнообразие. В результате перестройки и снятия цензуры, появилась возможность печатать запрещенные в годы советской власти произведения поэтов Серебряного века, русских и советских писателей-эмигрантов, текстов культуры андеграунда (подполья) и других. В результате этих событий перед читателем открывался выбор в прочтении самых разнообразных текстов, которые создавались разными по стилю писателями в разное время. Открывается множество издательств, которые вскоре покорят мир российской публикации. Такими становятся: «АСТ», «Дрофа», «Эксмо», «Азбука».

В результате опроса выяснилось, что большинство респондентов (52%) часто читали книги. Небольшая разница оказалась между вариантами “иногда” (24% респондентов) и “редко” (20% опрашиваемых). И только один респондент выбрал вариант ответа “никогда не читал”.

Рис 1.

Для того, чтобы детальнее выявить вкусы и предпочтения целевой аудитории, интересно рассмотреть вопрос популярного жанра. Для этого был предложен список, исходя из которого респондент мог выбрать наиболее близкий ему жанр.  Как оказалось, наиболее популярным и актуальным для наших опрашиваемых был жанр русской и зарубежной классики, он набрал 64% (16 голосов). После него по спросу идет жанр исторических романов и мемуаров, набравший 48% (12 голосов). Почетное третье место набрал жанр приключенческой литературы 28% (7 голосов).

Рис 2.

Далее мы хотели узнать наиболее активные группы читателей и сформировали вопрос: “В каком возрасте наши респонденты больше всего читали?”. В соответствии с ответами респондентов, самой активной группой читателей стали молодые люди с 14 до 20 лет. Возможно, это связано с тем, что в это время у людей больше всего времени в связи с тем, что это пора школы-университета, когда человек только формирует свою личность, а книги становятся хорошими товарищами в этом плане. Таким образом, их литературная социализация пришлась примерно на середину 70-х — конец 80-х годов. Это время в литературе характеризуется созданием произведений о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла, о ценности жизни человека. Стоит отметить, что у 8 наших опрашиваемых есть высшее образование.

В середине 70-х — начале 80-х годов многие люди начинают собирать книги и создавать свою домашнюю библиотеку. Возможно причиной этому является долгое время длившийся дефицит книжных изданий. В связи с этим у половины наших опрашиваемых в доме была домашняя библиотека.

Рис. 3

Но весьма противоположным фактом оказалось то, что когда речь зашла об источниках, большинство респондентов брали книги не из домашних библиотек, а ходили в библиотеки. Возможно, это связано с тем, что ассортимент книг довольно ограничен, и к тому времени более старшему поколению не удалось накопить столько книг, сколько было нужно для удовлетворения своего интереса.

Рис. 4

Лишь один человек скачивал книги в интернете, что показывает его редкое использование на то время.

В настоящее время публичные библиотеки перестали пользоваться таким спросом, как ранее, поскольку интернет стал одним из основных каналов для получения информации.

В конце 80-х — 90-х годах начинают выходить никогда не публиковавшиеся ранее или труднодоступные в СССР книги Платонова, Шолохова, Булгакова, Замятина, Довлатова, Шаламова и других выдающихся писателей. Это подтверждает результат опроса, в котором корреспонденты отметили произведения “Мастер и Маргарита” Булгакова, “Тихий дон” Шолохова, книги Тургенева.

В связи с тем, что опрос проходило большинство граждан Центральной Азии, много вариантов было с упоминанием книг Чынгыза Айтматова, в особенности были отмечены такие произведения как “И дольше века длится день”, “Белый пароход”, книга “Астра гүлү” кыргызской писательницы Зууры Сооронбаевой.

Конечно же не обойтись без упоминания зарубежной литературы. Были отмечены сказки братьев Гримм, Сказка Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький Принц”, “Приключения Робинзона Крузо” Даниэля Дефо, “Мартин Иден” Джека Лондона, “Скарлетт” Александры Рипли, “Записки Шерлока Холмса” Артура Конан Дойля . Также был упомянут роман “Золотой теленок”, который перекликается с рядом произведений русской и зарубежной литературы.

Рис. 5

Кино

По сравнению с чтением, наши респонденты смотрят кино не так часто, поскольку за этот вариант проголосовало всего 44% (11 респондентов).

Любимыми передачами оказались развлекательные, что довольно предсказуемо, так как при просмотре кино мы хотим расслабиться и отвлечься от дел. За второе место по популярности занимают новостные и образовательные передачи. Выясняется, что люди используют данный вид канала как источник информации, которому можно доверять.

Рис. 6

Что касается самого кино, мы решили уточнить, у какого жанра наиболее высокий спрос. В этом случае жанр комедии также оказался самым популярным и актуальным, за него проголосовали 56% (14 респондентов). На втором месте оказались драма и мелодрама, которые набрали 48% (12 голосов). Уступив на один голос, третье место получает жанр приключений, набравший 44% (11 голосов).

Рис. 7

Узнав любимый жанр у наших респондентов, мы решили уточнить, какие фильмы нравились нашей аудитории, заведомо прописав несколько вариантов, в которые входили: европейское, советское, российское и голливудское кино. Оказалось, что 52% (13 респондентов) смотрели советское кино. Один респондент аргументировал свой выбор в пользу российского и индийского кино, сказав, что в это время показывали только такой вид кино. Менее популярным было голливудское, набравшее 32% (8 респондентов).

Рис. 8

Чтобы узнать, какие именно фильмы произвели большее впечатление на наших респондентов и запомнились, мы включили вопрос про топ 3 любимых фильма. Отсортировав различные варианты, оказалось, что фильм “Кавказская пленница” (1966) упоминался чаще всех, около 4-х раз. Этот фильм в год её выпуска посмотрело почти 80 миллионов зрителей, он занял четвертое место по популярности в советском кинопрокате. Также были отмечены такие культовые фильмы, как: “Москва слезам не верит” (1979). Это советский мелодраматический фильм режиссера Владимира Меньшова, лидер проката 1980 года в СССР (около 90 млн зрителей). В 1981 году фильм был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и государственной премии СССР.

“Красотка” (1990) — американская комедийная мелодрама, занявшая третье место в категории кассовых фильмов 1990 года и фильм по сей день остается самой кассовой романтической комедией в истории.

“Титаник” — романтическая драма Джеймса Кэмерона, ставшая самым кассовым фильмом за всю историю кинематографа. Фильм стал рекордсменом по числу полученных наград «Оскар», получил 11 из них, включая награду «Лучший фильм» 1997 года. Василий Корецкий — критик и старший редактор КиноПоиска, назвал 1990-е — едва ли не лучшим десятилетием для американского кино. Он назвал “Титаник” главным фильмом эпохи, сделавшим ДиКаприо звездой и закрепивший за Джеймсом Кэмероном репутацию чудотворца. Фильм 15 лет оставался мировым рекордсменом бокс-офиса, пока его не потеснил «Аватар» того же Кэмерона.

Как выяснилось из опроса, большинство респондентов перечислили свои любимые фильмы из категории самых известных и кассовых фильмов того времени.

Рис. 9, 10.

Для того, чтобы узнать основной источник информации касательно новых фильмов, которые выходили в то время, было предложено сделать вопрос. Большинство респондентов (52%, 13 голосов) узнавали о новинках по рекомендациям друзей и знакомых. Равное количество получили два других варианта: по наружной рекламе и после просмотра рекламы по ТВ (40%, по 10 голосов).

Рис. 11

Музыка

В советское время развитие массовой культуры стремилось в сторону сдержанности, идеологической выдержанности и серьезности, и считалось, что развлекательная культура западного типа в СССР плохо влияет на людей, поэтому она не была распространенной. Однако в конце 80-х годов зарубежная культура приобретает все большую популярность и, таким образом, массовое кино, переводная литература для широкого читателя, зарубежная поп-музыка набирают обороты. Ответы наших респондентов служат подтверждением, поскольку большинство голосов (64%, 16 опрашиваемых) предпочитали слушать поп-музыку.

Рис.12

Чтобы сформировать представление о вкусах наших респондентов, мы решили уточнить, есть ли у них любимые песни. Большинство опрашиваемых (60%, 15 респондентов) признались, что имеют любимые песни, и даже несколько.

Рис.13

На российской эстраде 90-х годов мирно уживаются привычные фигуры советской сцены. В нескольких вариантах ответов была упомянута песня “Миллион алых роз” Аллы Пугачевой, выпущенная в декабре 1982 года. Стоит отметить, что в 1983 году Алла Пугачёва с этой песней стала лауреатом всесоюзного телефестиваля «Песня года».

Если в советские времена рок был практически запрещен, и кассеты с ним продавались не совсем легально, то через определенное время это направление было возрождено. В 90-ые годы полностью снимаются все запреты на рок-музыку в стране, и многие группы дают свои сольные концерты в больших залах. На сцене преобладали исполнители «Кино», «Наутилус Помпилус», «ДДТ», «Агата Кристи», «Пикник». Два респондента отметили альбом “Группа крови” как один из своих любимых. Альбом вышел 5 января в 1988 году и получил широкую известность как в СССР, так и за рубежом. В 1999 году радиостанция «Наше радио» обнародовала свой список «100 лучших песен русского рока в XX веке», включив в него несколько песен из этого альбома и отведя песне «Группа крови» первое место.

Рис.14

К концу двадцатого века в современной России сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр радиостанций разных типов. В 1980-х гг. система советского радио была одной из самых глобальных в мире. Поэтому при вопросе об основных источниках, благодаря которым люди узнавали о новых песнях, большинство опрашиваемых (64%, 16 респондентов), ответило, что это было радио. На втором месте стоят рекомендации от родственников и друзей (40% опрашиваемых, 10 голосов). В равной степени на расширение музыкального вкуса наших респондентов повлияли кассетный плеер и музыка в общественных местах. Как известно, первые аудиоплееры в СССР начинают появляться в начале 80-х годов. Однако он стоил немалых денег для того времени. В 90-ые годы ситуация меняется и наличие аудиоплееров является символом прогресса, следованию моды и роскошью среди молодежи. К тому времени производились как отечественные плееры, так и зарубежные. Но большинство людей тянуло к приобретению зарубежных, поскольку они считались наиболее продвинутыми.

Рис. 15

Несмотря на то, что многие опрашиваемые узнавали о выходе новых песен через рекомендации знакомых, друзей и родственников, у 60% участников опроса музыкальные предпочтения не совпадают с музыкальным вкусом родителей. Лишь 8% опрашиваемых слушают ту же музыку, что и их родители. Это показывает, что влияние родителей в формировании предпочтений детей было не особо сильным. Скорее всего, формирование музыкальных вкусов проходило в социальной среде, в которой рос человек.

Рис. 16

Однако музыкальные предпочтения все же имеют свойство меняться, особенно с возрастом, когда личность человека продолжает формироваться. В подростковом возрасте человеку важно осознавать свою индивидуальность, ему присуще формирование своей роли в социуме. В связи с этим, музыкальные пристрастия подростка формируются под влиянием значимой для него социальной группы. Ему важно слушать популярную музыку, потому что он соприкасается с определенной группой людей и является частью общих представлений и идеалов. У 64% опрашиваемых музыкальные вкусы поддались изменениям, но не кардинально. Этому есть простое объяснение: по мнению исследователей, с годами человеку нравится все более спокойная музыка и он приходит к эмоциональному пониманию музыки, соответствующему уровню развития его интеллекта.

Рис. 17

Несмотря на смену музыкальных вкусов, большинство респондентов относятся к современной музыке положительно. 28% пользователей ответили, что с удовольствием слушают музыку современных артистов, 40% предпочитают слушать лишь несколько современных певцов, а 32% нейтрально относятся к современному творчеству.

Рис. 18

Автор текста: Айдана Канатова
Иллюстрация: нейросеть Midjourney

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *