Бёклин написал серию картин, в которых он затрагивал тему смерти, размышлял о быстротечности человеческой жизни и бренности бытия. Его картины «Война» (1896) и «Чума» (1898) – предвестники грядущих бед нового столетия. Они оказали влияние на живопись мастеров молодого поколения, в частности, на творчество немецких экспрессионистов. Быть может, на написание этой картины Арнольда Бёклина натолкнуло воспоминание о собственной написанной ранее картине «Холера».
Мы видим образ величественной Чумы с косой, восседающей на крылатом драконе. Она сметает все на своем пути, сея вокруг хаос, смерть, траур, и делает это беспощадно, не жалея проходящих мимо людей. Фигура чумы костлява, ее глаза пусты, подчёркивая грозность её натуры. Её верный приспешник, дракон, накрывает жителей города своими крыльями, не давая им скрыться в своих домах. Из его пасти вырывается смертоносный дым. Что интересно, историки искусства предположили, что этим дымом художник предугадал использование отравляющих газов в Первой Мировой войне1.
Темные фигуры жителей города на заднем плане бегают в агонии, ища спасения и укрытия. Мы не видим их лиц, эти несчастные будто скрыты от нас в тумане. Цветовым акцентом на полотне служит красное платье девушки, склонившейся над трупом женщины в светлых одеждах. Она ещё не успела оплакать погибшего под ней человека — тут же смерть добралась и до неё.
Comments are closed