Пьяниц художник никогда не любил, высмеивая их в стихах и картинах. И замысел картины «Всё холера виновата!» (1848) был иронического содержания. Героев представленного сюжета Федотов списал со своей родни, изобразив даже и себя. Мужчина в мундире, сидящий за столом с поднятой вверх рукой – сам художник.
На полотне Павел Федотов изобразил бытовую сценку с изрядно выпившим мужчиной, свалившимся после шумной попойки со стула на пол. Пьяница лежит на полу с раскинутыми в сторону руками и до смерти бледным цветом кожи. Одна из женщин пытается привести его в чувство. Молодой человек в сером фраке, держащий в руке чайник, беспокойно смотрит на пьяницу. Пожилой мужчина в мундире обмахивает упавшего газетой и протягивает стакан воды. У стены стоят две женщины, они ссорятся между собой. Одна держит под мышкой кота, и из-за бутылки можно сделать вывод, что она пьяна. Другая женщина тянет питомца изо всех сил за ногу. За столом молодые люди продолжают попойку и не обращают внимание на «умирающего».
К этой картине художник сочинил стихотворение – экспромт, размещённый на обратной стороне холста.
Как лукавого в грехах
Наш брат укоряет
Так, когда холеры страх
В городе гуляет,
Всё всему она виной —
Всё холеры. Так иной
Чуть до вкусного дорвется,
Не утерпит — так напрется,
Что в здоровую-то пору
Перварить желудку впору.
Так подчас забывши страх
На приятельских пирах
Выпьют одного вина
По полдюжины на брата.
Смотришь худо — кто ж вина —
Всё холера виновата…
Comments are closed