В одном из своих трудов австрийский психиатр Бруно Беттельхейм перечисляет методы подавления личности, которые использовались в концентрационных лагерях.
- Унижение. Пленные оскорбляли друг друга и унижали, после чего они сами переставали видеть друг в друге людей.
- Непредсказуемость. Постоянное сменялись порядки, командующие и их стили управления, это не давало приспособиться к обстановке.
- Отсутствие мотивации. Если человека хотели сломить, ему говорили следующее: «Что бы ты ни делал, ты все равно умрешь»
- Страх. Это был страх и ожидание наказания, они были мучительнее самого наказания.
- Бессмысленная деятельность. Заключенных концлагерей заставляли выполнять работу, лишенную смысла. Например, копать руками ямы, когда рядом с ними лежали лопаты.
- Поведение ребенка. В лагерях практиковалась модель отношений примерно как у жестокого властного отца и беспомощных детей.
- Коллективная ответственность. Виноват один, а наказываются все.
- Отказ от эмоциональных привязанностей. В лагерях старались сделать так, чтобы пленные забыли и своих связях с семьей и прошлом.
Владимир Набоков в рассказе «Облако, озеро, башня» на примере Василия Ивановича показывает нам, как угнетают его индивидуальность. Давайте посмотрим, как это происходит и совпадают ли методики, описанные в рассказе, с методиками из труда «Просвещенное сердце».
- Какие перемены произошли с Василием Ивановичем? До поездки, он был «скромным, кротким холостяком, прекрасным работником», «милым, коротковатым человеком», он видел мир со своей поэтической наблюдательностью, воспринимал его индивидуально. Он «ухитрялся наслаждаться мимолетными дарами дороги», а его глаза замечали «все, что нужно». После «увеспоездки» Василий Иванович изменился. Он «тихо сел» и говорил, что ему нужно отказаться от должности, что больше не может, что «сил больше нет быть человеком».
- Кто этому поспособствовал? Посмотрим на замечательных попутчиков Василия Ивановича. Два Шульца, Шрам, две Греты… Нарочито русское «Василий Иванович» сюда уже не вписывается. Все они были пошлые и шумные, массовка: «сливались постепенно, срастаясь, образуя одно сборное, мягкое, многорукое существо, от которого некуда было деваться». Был, например, «подогреватель от общества», который упоминал преимущества поездки и «дававший первый знак к восхищению».
- Что этому поспособствовало? Невозможность вернуть билет. Вспомним, что Василий Иванович и ехать-то никуда не хотел, но административные процедуры и бюрократический аппарат не позволили ему это сделать. Совместные занятия. Чтение Тютчева Василием Ивановичем прерывается требованием петь хором «стихи от общества». Обратите внимание, что его заставили «пропеть соло», будто провинившегося школьника в хоре. Следование принципу коммунистического равенства или «то, что полезно для одного — бесполезно для всех». Любимый огурец (кстати, из русской лавки) Василия Ивановича посчитали смешным и выбросили его в окошко, в то время как у остальных была одна и та же еда. Обращение как с игрушкой. Не один раз за поездку Василий Иванович становился предметом насмешек и чуть ли не главным развлечением. Его учили играть на мандолине, заставляли съесть окурок как проигравшего в игре с лавочками. Обманутые ожидания. Василий Иванович предвкушал эту поездку и надеялся, что она его осчастливит: «ни с того, ни с сего ему начало мниться, что эта поездка, навязанная ему случайной судьбой в открытом платье, поездка, на которую он решился так неохотно, принесет ему вдруг чудное, дрожащее счастье». Однако попутчики героя не оценили его настроений и силой вернули из «райского местечка» с идеальным пейзажем. Вот часть этой истории: «Вы должно быть, действительно, подвыпили, — сказал он спокойно. — Или сошли с ума. Вы совершаете с нами увеселительную поездку. Завтра по указанному маршруту — посмотрите у себя на билете — мы все возвращаемся в Берлин. Речи не может быть о том, чтобы кто-либо из нас — в данном случае вы — отказался продолжать совместный путь. Мы сегодня пели одну песню, — вспомните, что там было сказано. Теперь довольно! Собирайтесь, дети, мы идем дальше». Физическое насилие. Моральное давление перерастает в физическое действие. Василию Ивановичу «буравили штопором ладонь, потом ступню», давали пощечины и щипали его.
Теперь мы предлагаем вам вернуться к методам, описанным Беттельхеймом и сопоставить их с методами у Набокова. Сравните их для себя или напишите под постом ваши размышления.
Список литературы:
- Набоков В. Облако, озеро, башня // Набоков В. Собрание сочинений в 4 т. М., 1990.
- Bettelheim B. The informed heart; autonomy in a mass age. 3. Glencoe: Free Press, 1960. 309 c.
No responses yet