Бестиарий — сборник средневековых статей, в которых описывались различные животные, главным образом с нравоучительными целями.
Всем животным приписывались определенные черты и функции, каждое животное и птица так или иначе соотносилась с жизнью людей, предвещала что-либо или, например, воспринималось посланником Бога или “соратником” Дьявола.
В своих балладах Жуковский также часто обращается к образам различных животных. Мы постараемся показать, как представляли себе тех или иных животных и птиц люди в Средневековье и как образы этих животных трансформируются (или нет) в некоторых балладах (“Светлана”, “Ленора”, “Людмила”) В.А. Жуковского.
Проведя небольшой поиск по НКРЯ, обнаруживаем, что самым часто возникающим животным в балладах Жуковского является конь. Обратимся к нему. Конь играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Важно, что конь в первую очередь связан с войной. Так, кони славятся своей скоростью; радуются сражениям, побуждаются к бою звуками трубы; возбуждаясь военными звуками, устремляются на битву; несчастны, когда их побеждают, и радуются, если выигрывают. Также отмечается преданность коней — часто они признаю только одного хозяина, и только если ему удается приручить животное.
Образ коня связан также, конечно, с библейской традицией. Например, Четыре Всадника Апокалипсиса из Откровения Иоанна Богослова. Интересно, что и Дьявол изредка мог являться в образе коня. Как и многие животные, конь имеет свой символ — это мужская сексуальность.
Наверное, один из самых ярких образов коня возникает в балладе Жуковского “Ленора”. Как отмечают исследователи в собрании сочинений поэта, Жуковский немного модифицирует текст оригинала, в котором Бюргер звукоподражаниями передает динамику ночного путешествия, и подчеркивает беспредельность и стихийность видений:
Und hurre hurre, hop hop hop! Ging’s fort in sausendem Galopp Daβ Ros und Reiter schnoben, Und Kies und Funken stoben. Und immer weiter, hop hop hop!
Помчались… конь бежит, летит, Под ним земля шумит, дрожит, С дороги вихри вьются, От камней искры льются. И дале, дале!.. конь летит…
Конь, который привозит жениха-мертвеца Леноры, дальше пропадает, при этом дается характерное описание животного (“Конь прянул… пламя из ноздрей / Волною побежало”). Таким образом, в балладе “Ленора” конь приобретает, скорее, апокалиптические, трагические черты; является одним из потрясений героини, которая боится и дрожит, ожидая возмездия за своё отступничество.
Ср. похожее описание коня в балладе “Людмила”: Пышет конь, земля дрожит; Брызжут искры от копыт;
Или:
К свежей конь примчась могиле Бух в нее и с седоком.
Посмотрим теперь на образы птиц. В той же балладе “Ленора” находим ворона. Стоит отметить, что появление определенных животных считалось плохим предзнаменованием. Наряду, например, с летучими мышами вороны считались посланниками мира духов. Часты отрицательные коннотации у ворона и в Библии (см., например, Вт. 14:11-20). Отрицательно ворон показан и в уже названной “Леноре”, а также в “Светлане”. Ср. в “Леноре”:
“Но кто там стонет? Что за звон? Что ворона взбудило? По мертвом звон; надгробный стон;”
и в “Светлане”:
“Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!”
Петух также возникает в балладах В.А. Жуковского. В европейской традиции петух — символ воскресения и бдения. Считалось, что петух способен обращать в бегство Дьявола. Хотя иногда петуху приписывали и демонические свойства (например, он мог сносить яйца, из которых вылупливался василиск — символ Дьявола). Однако в основном с петухом связаны положительные характеристики, что находим и, например, в “Светлане”:
Bibliothèque Nationale de France, fr. 1951, Folio 6v. Bodleian Library, MS. Douce 308, Folio 90r
В тонкий занавес окна Светит луч денницы; Шумным бьет крылом петух, День встречая пеньем.
Bodleian Library, MS. Bodley 764, Folio 85v Bodleian Library, MS. Douce 308, Folio 87v
Наконец, насекомые. В балладах Жуковского возникает, например, образ сверчка. Присутствие в доме сверчка считалось у славян предвестьем счастья. Тем не менее, часто считается, что стрекотание сверчка — примета отрицательная. У некоторых народов сверчки в избе предвещали смерть кого-либо из домашних. В “Светлане” сверчок так же не предвещает ничего хорошего (как минимум, на первый взгляд):
Страх туманит очи... С треском пыхнул огонек, Крикнул жалобно сверчок, Вестник полуночи.
Да, это сверчок. Точно-точно / Bodleian Library, MS. Douce 308, Folio 88v. И это тоже / British Library, Sloane MS 1975, Folio 87r.
Таким образом, мы посмотрели на нескольких животных, птиц и насекомых, которые возникают в балладах Жуковского, какие характеристики предписывали люди в Средневековье этим представителям фауны, а также, что они символизируют у Жуковского.
{Конечно, это далеко не единственные образы животных, возникающих в поэзии Жуковского. Данная статья является, скорее, небольшим введением для более крупного исследования, посвященного этой теме.}
Использованные источники:
- The Medieval Bestiary. Animals in the Middle Ages. http://bestiary.ca/index.html
- Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. — Издательство “Индрик”, 1997.
- Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. — Т.3. Баллады. — М.: Языки славянских культур, 2008.
- Сад демонов — Hortus Daemonum: Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения (автор-составитель Александр Евгеньевич Махов). — М.: INTRADA, 1998.
- Словарь библейских образов. Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III. — СПб.: “Библия для всех”, 2005.
- Теренс Хэнбери Уайт. Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире. — Центрполиграф, 2013.
Авторы текста:
Автор иллюстрации: Ольга Вдовина
One response
Спасибо за материал! Очень пригодился