Авторы материала: участницы смены для одаренных детей ГБУДО ДССОЦ «Лазурный»:

Рената Бедретдинова, МБОУ «Татаромаклаковская СШ» Спасского района Нижегородской области; 

Анастасия Кузьмина, гимназия № 136, г. Н. Новгород;Вера Малкова, МОУ Тоншаевская СОШ, р. п. Тоншаево Тоншаевского района Нижегородской области;

Лейсан Зарыпова, МБОУ «Лицея №165», г. Н. Новгород. 

Заглавие:

Как заглавие своего произведения Борис Борисович Рыжий предлагает читателю его жанр — ода.  Ода (от др.-греч. ᾠδή < ἀοιδή — «песнь») — жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою или отдельное произведение такого жанра.

Стихотворение посвящено самому поэту — “это пьяный Рыжий Борька, первый в городе поэт” — пишет он о себе. Здесь важна его самономинация, как поэта, он “восхваляет” себя. Однако, стоит отметить, что тот “пьяный Рыжий Борька” — это лишь маска Рыжего, ведь не для кого не секрет, что он был очень интеллигентным человеком и оказаться ночью пьяным на скамейке уж точно не мог.

История жанра

Еще в Древней Греции создавались многочисленные гимны и дифирамбы, пэаны и эпиникии, из которых и вырастает впоследствии ода. Родоначальником одической поэзии принято считать древнегреческого поэта Пиндара (VI—V вв. до н. э.), который слагал стихи в честь победителей олимпийских состязаний. Эпиникии Пиндара отличались патетическим прославлением героя, прихотливым движением мысли, риторическим построением поэтической фразы.

Талантливейший наследник Пиндара в римской литературе — Гораций, славивший «доблесть и праведность», «мощь италийскую». Он развивает, но отнюдь не канонизирует одический жанр: наряду с пиндарическими в одах поэта звучат и эпикурейские мотивы, гражданская гордость своей нацией и державой не заслоняют для Горация прелестей интимного существования.

Открывая следующую страницу одической антологии, почти не ощущаешь той многовековой паузы, которая разделила оду античности и позднего Возрождения: француз П. Ронсар и итальянец Г. Кьябрера, немец Г. Векерлин и англичанин Д. Драйден сознательно отталкивались от классических традиций. При этом Ронсар, к примеру, одинаково черпал и из поэзии Пиндара, и из горацианской лирики.

Столь широкий диапазон эталонов не мог быть приемлемым для практиков и теоретиков классицизма. Уже младший современник Ронсара Ф. Малерб упорядочил оду, выстроив её как единую логическую систему. Он выступил против эмоциональной хаотичности ронсаровских од, которая давала о себе знать и в композиции, и в языке, и в стихе.

Малерб создаёт одический канон, который можно было или эпигонски повторять, или разрушать, развивая традиции Пиндара, Горация, Ронсара. У Малерба были сторонники — и среди них весьма авторитетные (Н. Буало, в России — А. Сумароков), и всё-таки именно второй путь стал столбовой дорогой, по которой затем двигалась ода.

Жанр оды в творчестве Ломоносова

Звание «российского Пиндара» закрепилось в XVIII в. за М. Ломоносовым, хотя первые примеры русской панегирической поэзии мы найдём уже у С. Полоцкого, Ф. Прокоповича. Возможности одического жанра Ломоносов понимал широко: он писал и торжественные, и религиозно-философские оды, пел «в восторге похвалу» не только императрице Елизавете Петровне, но и всему Божьему миру, звездной бездне, простому стеклу. Ломоносовская ода нередко напоминает государственный манифест, причем программный характер имеет не одно содержание, но и форма его од. Она строится как ораторский монолог убежденного в своей правоте автора и выражает сложившиеся эмоциональные состояния: восторг, гнев, горе. Его страсть не меняется, она нарастает по закону градации.

Другая характерная черта ломоносовских од — «сопряжение далековатых идей», повышенная метафоричность и парадоксальность. Однако ассоциации вырастают у Ломоносова на рациональной основе. Как писал Буало,

Пусть в Оде пламенной причудлив мысли ход,

Но этот хаос в ней — искусства зрелый плод.

Неожиданность метафор всегда уравновешивается здесь стремлением к их развертыванию, демонстрации, прояснению.

С ломоносовской трактовкой жанра яростно воевал А. Сумароков, который прививал оде умеренность и ясность. Его линию поддерживало большинство (Вас. Майков, Капнист, Херасков и другие); зато среди последователей Ломоносова был не только напыщенный Василий Петров, но и гениальный Державин.

Жанр оды в творчестве Державина

Он первым вырвал оду из тисков отвлечённости. Жизнь его героев состоит не из одной государственной службы — в ней много и житейской суеты: быта и досуга, хлопот и развлечений. Однако поэт не бичует слабости человека, а как бы признаёт их естественность.

Таков, Фелица, я развратен!

Но на меня весь свет похож, —

оправдывается он. В «Фелице» нарисован собирательный образ дворянина екатерининских времен, его бытовой по преимуществу портрет. Ода сближается здесь не с сатирой, а с очерком нравов. Соответственно обмирщаются — и не в одной «Фелице» — образы государственных деятелей. Похвала «И был в вельможе человек» по державинской шкале оценок — едва ли не высочайшая («На рождение в Севере порфироносного отрока», «На возвращение графа Зубова из Персии», «Снигирь»).

Конечно, традиционный одический образ спускался у Державина с небес к земле, однако и, погруженный в быт, его герой чувствует свою сопричастность Богу и вечной природе. Человек у него велик как земное отражение божества. В этом порыве к вечным идеалам, а не в преходящих вожделениях находит поэт истинное назначение людей — так поддерживается жар одического пафоса («На смерть князя Мещёрского», «Бог», «Водопад»).

Дальнейшее развитие русской оды

В творчестве Державина развитие классической оды завершается. Но, по словам Ю. Тынянова, она «как направление, а не как жанр, не пропадает», и здесь имелись в виду не только Катенин и Кюхельбекер, но и Маяковский.

В самом деле, на протяжении двух веков одические традиции — одни из самых влиятельных в русской и советской поэзии. Особенно активизируются они, когда в истории намечаются или совершаются крутые перемены, когда в самом обществе возникает необходимость в подобных стихах. Таковы эпоха Отечественной войны 1812 года и движения декабристов, революционные ситуации второй половины XIX — начала XX в., период Великой Отечественной войны и середины прошлого века.

Одическая лирика — это форма установления поэтом связи своих настроений с общими. Чужое становится своим, мое — нашим. Неудивительно, что поэты одического склада — эти «рыцари немедленного действия» — заинтересованы в широчайшем обнародовании своих творений, активизации своего диалога с людьми. Во время общественных потрясений — «во дни торжеств и бед народных» — поэзия обязательно выходит на трибуны, площади и стадионы. Вспомним, какой нравственный резонанс имели блокадные стихи (одические и неодические) О. Берггольц, с которыми она выступала по Ленинградскому радио. Поэт принимает в одической лирике облик народного глашатая, он не просто оформляет переживания многих — общие предчувствия получают у него силу уверенности. В этом смысле можно говорить об идеологическом и даже провидческом характере одической лирики.

[Поэтический словарь. — М.: ЛУч, 2008]

Ночь. Звезда. Милицанеры // парки, улицы и скверы объезжают.

Ночь. Звезда. Милицанеры

Здесь мы можем заметить парафраз к произведению А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

“Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет…”

А. А. Блок

(«Парафразами» называют разные виды переработки текста (в частности, литературного произведения): подробное объяснение краткого текста, сокращённое изложение большого текста (адаптация), упрощённое изложение трудного для понимания текста с краткими разъяснениями, переложение прозаического текста в стихи, переложение стихов в прозу. «Парафразом» также могут называть частичный пересказ текста.)

[Нонн из Хмима. Деяния Иисуса: Парафраза Святого Евангелия от Иоанна. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 288 с. — ISBN 5-352-00878-9]

В этой же строке мы можем заметить некую иронию, обман читательского ожидания. Мы ждём трагическое стихотворение, описание бренности бытия, а «на выходе» получаем хулиганский текст.

Милицанеры // парки, улицы и скверы объезжают.

Здесь автор описывает нелёгкую социальную ситуацию в СССР. В год написания произведения (1997) активно развивались преступность и бандитизм. «Лихи́е девяно́стые» — термин с негативной оценочной коннотацией, приписываемый сложному периоду становления Российской Федерации в 1990-х годах, с присущими смене государственного строя социальной неустойчивостью и ростом преступности. После развала Советского Союза в стране начался настоящий кризис преступности. История рассказывает, что ОПГ могла сформироваться даже из трех друзей-спортсменов с перочинными ножами и при этом оказывать давление на бизнес и местные власти в регионах. Это было очень непростое время для российской милиции: репутация этого аппарата, заработанная во времена СССР, рассыпалась в прах. Поэтому в ночное время ежедневно патрулировала бригада милиции с целью предотвращения ситуаций, угрожающих общественной жизни.

[https://news.rambler.ru/crime/46871801/ utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink]

Милицанеры

Милицанеры — это авторская словоформа, помогающая поддержать размер стиха (четырёхстопный хорей).

Тлеют фары // италийских «жигулей».

италийских «жигулей»

Первый автомобиль ВАЗ-2101 «Жигули» сошёл со сборочного конвейера в Тольятти 19 апреля 1970 года. Без помощи итальянцев советский автопром обойтись не мог. Прототипом для «Жигулей» стал Fiat 124 — заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан, который выпускался в Турине (Италия) с 1966 года. Стоит заметить, что многие российские заводы оказались в первой половине 90-х под контролем ОПГ – по некоторым данным, вымогателям в качестве разных «выкупов» прямо с конвейера уходила десятая часть всех выпущенных автомобилей. Так что многие бандиты Поволжья фактически даром получали Жигули.  [ttps://fishki.net/2469692-banditskie-mashiny-90-h.html; https://auto.rambler.ru/other/42060506-u-zhiguley-byli-sotni-otlichiy-ot-italyanskogo-prototipa/]

Извращенцы, как кошмары, // прячутся в тени аллей

извращенцы, как кошмары

Реальной проблемой в 90-е стал эксгибиоционизм. Эксгибиоционизм — форма отклоняющегося сексуального поведения, часто в рамках психического заболевания. Каждый год в социальных сетях жительницы городов сообщают о встретившихся на пути эксгибиционистах. Во времена СССР их называли маньяками, поэтому под словом «извращенцы» Рыжий скорее всего подразумевает именно эксгибиционистов. Эксгибиционист — это человек, демонстрирующий свои гениталии в неподходящем месте и ситуации. Это было настолько необычным и непривычным, стыдным, что часто жертвы эксгибиционистов в стране, не привыкшей говорить громко о интимной стороне жизни, не решались рассказать о нападении.  [https://kirov-portal.ru/blog/kto-takie-ehksgibicionisty-i-chem-oni-mogut-byt-opasny-4110/; https://sib.fm/columns/2016/11/18/kratkij-kurs-sovetskogo-ehksgibicionizma]

прячутся в тени аллей

Деятельность эксгибиционистов заключается в том, что в темное время суток они прячутся, обычно в нелюдных местах, ждут жертву, резко появляются и  раскрывают плащ.

Четверо сидят в кабине.

Число «четыре» относится к сильным сакральным символам (4 стороны света, 4 времени года и пр.). 4 стороны церковного креста. Церковь — это вера, благородство и справедливость, из этого следует и печально — синие глаза (синий — благородство, справедливость, верность)

Четыре в семиотике обозначает 4 всадника апокалипсиса. Всадники апокалипсиса несут разруху, смерть, кровь, дальше будет подтверждение «на погонах кровь заката». Тогда получается противопоставление к «печально-синим глазам».

90-е годы — очень непростое время для российской милиции: репутация этого аппарата, заработанная во времена СССР, рассыпалась в прах. Беспомощность в борьбе с преступниками, коррупция, «оборотни в погонах» — такое представление об МВД 1990-х, масштабное распространение мифа о беспомощности и некомпетентности аппарата, демонизация ее сотрудников были выгодны жившим в то время криминальным авторитетам.

Как работало МВД в криминальные 90-е

Символика числа « Четыре» в европейской духовной поэзии (Т. С. Элиот, Е. Шварц)

Восемь глаз печально-синих.

В данном случае нам показывают печально-синие глаза участковых, осматривающих город ночью.

«Печально»,  так как милицейские вынуждены работать ночью, они очень хотят спать.

«Синие», так как милицейские  действуют благородно и справедливо. Синий цвет в геральдике символизирует преданность, чистоту, целомудрие, верность, справедливость, благородство происхождения, силу, бдительность, любовь к родине, доброе предзнаменование, гордость, славу и величие. Это очередной иронический выпад Рыжего, пуант.

Синий цвет в геральдике

Иванов. Синицын. Жаров. // Лейкин сорока двух лет

Мы наблюдаем комический ряд от простой фамилии до смешной.

Иванов, Синицын — довольно распространённые фамилии в России.

«Жаров» может быть отсылкой к известному актеру. Жаров Михаил — советский актёр, игравший участкового в фильмах (1935 — «По следам героя»; 1972 — «Развод по нарымски»). По сюжетам он с лёгкостью решал все проблемы.

[Сайт «Герои страны»]

Лейкин — комичная, даже смешная фамилия. Помимо этого, его можно считать неудачником, так как 42 года — довольно поздний возраст для работы патрульным, в эти годы многие имели сложившиеся карьеры.

на ремне его «макаров». // Впрочем, это пистолет.

9-мм пистолет Мака́рова (ПМ, Индекс ГРАУ — 56-А-125) — советский самозарядный пистолет, разработанный  конструктором Николаем Фёдоровичем Макаровым в 1948 году. Принят на вооружение в 1951 году. Является личным оружием нападения и защиты, предназначенным для поражения противника на коротких расстояниях, в вооружённых силах и правоохранительных органах, а также одним из самых массовых пистолетов в СССР и современной России. [Наставление по стрелковому делу: 9-мм пистолет Макарова (ПМ)— М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1973]

Вдруг Синицын: «Стоп, машина».

«Стоп машина!» – междометие, команда для прекращения движения, работы.

В этой строке мы замечаем отсылку к известнейшему произведению Даниила Хармса «Анегдоты из жизни Пушкина» (1939)

«― спросил Пётрушевский. «Стоп машина», ― сказал Пушкин»

[сайт «Национальный корпус русского языка»]

Скверик возле магазина // «соки-воды».

Скверы — небольшие озелененные участки, расположенные в городской застройке и предназначенные для кратковременного отдыха, прогулок, встреч, транзитного движения пешеходов, художественно-декоративного оформления площадей и улиц.

Роль скверов значительно возрастает в районах, где отсутствуют парки и нет возможности их создать (исторический центр, рельеф, климатические условия и т. д.). В этих случаях система скверов предоставляет населению возможность отдыха в природном окружении с радиусом доступности до 1 км.

Планировочное решение сквера зависит от места его размещения в городе, местных и климатических условий. Сквер может быть открытым — партерного типа с преобладанием газонов и цветников и закрытым — с посадками деревьев и кустарников, когда его надо изолировать от городского окружения. Сквер на площади, например, может занимать всю ее территорию, часть территории, быть в одном месте или состоять из нескольких частей. Нередко скверы располагают в виде «зеленого кармана» между зданиями.

Скверы на центральных площадях или перед значительным архитектурным сооружением, как правило, решены регулярными приемами с композиционной структурой, подчиненной архитектуре главного здания, помогающей раскрыть его фасад, основной вход и т. д.

Главным элементом сквера обычно является центральная площадка со скульптурой, фонтаном, бассейном, цветником или газоном с живописными труппами деревьев и кустарников. Если в центре сквера устанавливают монумент или фонтан, то композиция сквера учитывает их облик и помогает раскрытию художественных достоинств.

Архитектурно-планировочное решение сквера имеет более простую, чем в парке планировочную структуру, меньший ассортимент растений, требует внимания к деталям рельефа, благоустройству. Планировочная структура обеспечивает удобный отдых и движение пешеходов, а в скверах, примыкающих к интенсивным транспортным магистралям, на первое место выходят обеспечение защиты от вредного воздействия газов, шума с помощью плотной полосы растений по периметру и создание комфортных условий пребывания посетителей. Иногда используют специальные шумозащитные стенки.

Размеры, форма и композиция сквера зависят от конфигурации отведенной территории, принятой планировки площади, окружающей застройки, возможных путей решения функциональных проблем.

На архитектурно-планировочное решение сквера влияют расположение прилегающих улиц, направление основных пешеходных потоков. На площади с интенсивным пешеходным движением система дорожек сквера учитывает направление транзитногопотока, который изолируют от площадок отдыха и направляют через сквер по кратчайшему пути. Скверы могут иметь не только разнообразные геометрические формы, но и неправильные иногда очень сложные конфигурации. Небольшая территория сквера заставляет проектировщика внимательно продумать функциональное использование участков, рациональное движение посетителей. В зависимости от интенсивности перемещения посетителей меняется и рекомендуемый баланс территории сквера.

[http://landscape.totalarch.com/node/36]

Нередко скверы называют именами известных людей: писателей, поэтов и политических деятелей. Кроме того, они обладают отличительной особенностью — обычно там располагаются памятники, возведенные этим людям. Возможно, Рыжий здесь не просто так создаёт художественный образ сквера, может быть, это своеобразный намёк на существование территории, названной в честь Бориса Борисовича. Здесь снова прослеживается восхваление поэта, как одна из характерных черт такого жанра, как ода.

магазин «соки-воды»

В СССР в каждом гастрономе можно было найти отдел с хорошо известным всем названием «соки-воды». Здесь стояли конусы из стекла, в которые наливали сок изтрехлитровых емкостей. Ассортимент был достаточно большим: виноградный, березовый, томатный, сливовый, яблочный и не только. Были здесь соки и с мякотью, и без. Этот отдел никогда не оставался без посетителей, среди которых были и ребятишки, и взрослые.

Соки из 70-х-80-х годов прошлого века отличались натуральностью и отличными вкусовыми качествами. В этом нет ничего удивительного. Изготавливали их по ГОСТу без добавления вкусовых усилителей и консервантов.

[https://novate.ru/blogs/250221/57982/]

Однако, нередко в таких магазинах продавались и горячительные напитки, правда, не всегда законно. Купить спиртное можно было (за исключением времени проведения антиалкогольных кампаний) в любое время, когда работали магазины. Такая же ситуация касалась рюмочных, кафе и ресторанов. Продажа алкоголя осуществлялась и ночью, поэтому , не исключено что четверо милицейских зашли в магазин именно за горячительными напитками.

[https://back-in-ussr.com/2018/10/chernyy-rynok-alkogolya-v-sssr-1980-h.html]

На скамейке // человек какой-то спит.

В «скверике» есть скамейки, мы видим картину, как на такой скамейке спит человек, потом мы узнаем, что он «пьяный». В СССР по правилам общественного порядка нельзя было находится в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения.  В главе 7 статье 65  Конституции   СССР написано: «Гражданин СССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.»

[https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/]

Образ человека, спящего на скамейке — отсылка к классическому кинематографу и архетипический образ, который идет от Чарли Чаплина. Чаплин ввел образ бродяги, который спит на скамейках. Сам Чарли говорил о своем герое: «…Он разносторонний – он и бродяга, и поэт, и джентльмен, и мечтатель. Он одинок, но мечтает о большой любви и приключениях. Ему хочется верить, что он герцог или ученый, или музыкант. В то же время может запросто поднять окурок с дороги или отобрать у ребенка конфету». [https://citaty.info/quote/72636] Этот образ найдет киновоплощение в известном фильме «Здравствуйте, я ваша тетя».

Иванов, Синицын, Лейкин, // Жаров: вор или бандит?

вор или бандит?

В «лихие 90-е» в России было много банд и ОПГ, которые занимались грабежом и рэкетом.

Вор — человек, систематически совершающий воровство (на юридическом языке — хищение, кражу). Воровство для вора является источником средств к обогащению или просто к пропитанию. Вор, как и его преступная деятельность — воровство или кража, — являются древнейшими явлениями человеческого общества. Воровской закон (воровская вера, воровской кодекс, воровские понятия, блатные понятия) — неписаные правила и нормы поведения в воровском сообществе во времена Советского Союза и на постсоветском пространстве. Выработался в связи с обособленностью социальной группы преступников в условиях противодействия государству. С 1962 года УК  ужесточился. За кражу без отягчающих обстоятельств полагалось до 3 лет тюрьмы, а с обстоятельствами заключение увеличивалось до 7, 10 лет.

Недаром девяностые годы прошлого столетия называют лихими. Именно в это время в СССР наблюдается расцвет бандитизма. Бандит — участник банды, вооруженный грабитель. Наказание за бандитизм предусматривалось в виде лишения свободы на срок от 3-х до 15-ти лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от 2-х до 5-ти лет, либо без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества. (ст.77 УК РСФСР)

Вор — высокая уголовная квалификация, их уважали. А бандит — это по большей степени хулиган.

[Роулинсон П. Российская организованная преступность: краткая история; Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой; Елистратов В. С. Словарь русского арго. — Грамота. РУ, 2002.; https://base.garant.ru/10108000/d4b2373e30c94f1987019801a38eeb51/]

Ночь. Звезда. Грядёт расплата.

Какая расплата? Кому? — такими вопросами задаётся читатель при чтении первых двух строк четвертой строфы. В данном случае, расплата грядёт самому Рыжему Борьке, который, будучи пьяным, спит на скамейке. В Советском Союзе подобного рода поведение не считалось пристойным и воспринималось как мелкое нарушение общественного строя, за которое грозило до 15 суток СИЗО.

[https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fdocs.cntd.ru%2Fdocument%2F9037819]
Также здесь упоминается очередной парафраз к стихотворению Блока «Ночь. Улицы. Фонарь. Аптека».

На погонах кровь заката.

Здесь проявляется ирония со стороны автора по отношению к читателю. После слов «кровь заката» он ждёт кровавой расплаты, трагичной судьбы человека, однако, «получает» фразу, отражающую безразличие: «А, пустяк, — сказали только».

Это пьяный Рыжий Борька, // Первый в городе поэт.

Это пьяный Рыжий Борька

«Пьяный Рыжий Борька» — маска и ни в коем случае не сам Борис Борисович, ведь всем известно, что он был интеллигентным и дисциплинированным человеком, который вырос в хорошей семье, семье «серьёзных» людей.                                                    

Первый в городе поэт.

Здесь Б. Б. Рыжий выносит себя как первого поэта в городе. Тут то и отображается как раз основная жанровая черта оды — восхваление — восхваление автором самого себя. Таким образом, текст посвящен поэту — Рыжему.

Читатель, хорошо знакомый с историей, может заметить отсылку к процессу коронования «главного» поэта — возможно, автор говорит о себе, как о «Короле поэтов».

В самом начале 1918 года в Советской России прошли необычные выборы. Выбирали монарха, короля — как бы странно это ни звучало в такое время. Правда, незримая корона, за которую сражались претенденты, не давала никакой мирской власти — она лишь обозначала, кто в России будет назван главным поэтом.

Выборы прошли в феврале 2018 года. На соискание высшего поэтического титула были выдвинуты три мастера слова. Двое из них и поныне хорошо известны, третий отошел в тень и почти забыт, хотя литературоведам он прекрасно знаком.

Но прежде чем рассказать, кто эти претенденты и чем закончилась схватка за корону, совершим небольшой исторический экскурс. Откуда вообще взялся этот титул?

Придуман он был во Франции в незапамятные времена. Точно известно, что обычаю выбирать короля поэтов (иногда говорят — князя поэтов) уже не один век. Причем происходит процедура выбора нового «монарха» очень солидно — по всей Франции идет опрос ведущих литераторов, после чего Французская академия выносит свой вердикт.

Самые известные обладатели этого звания жили в XIX веке. Это были Леконт де Лилль и Поль Верлен. В 1912 году корона перешла к Полю Фору, а после его смерти (титул дается пожизненно) — к франкоязычнояму бельгийцу Морису Карему.

В революционной России все было более стихийно. Выборы короля поэтов проходили в Москве, в Политехническом музее. Претенденты выступали перед зрителями, читая стихи, потом шло голосование.

Время было неспокойное и не все смогли добраться до Москвы — по разным причинам. Игорь Северянин, недавно уехавший в Прибалтику, смог вернуться на несколько дней. А Бальмонт, например, так и не приехал, хотя был заявлен как участник.

Тем не менее, те, кто не смог присутствовать, из конкурса не выбыли — их стихи за них прочитали другие поэты. Трудно сказать, повлияло ли это на голосование. Вполне возможно.

Основная борьба развернулась между двумя ярчайшими чтецами своего времени — Владимиром Маяковским и Игорем Северяниным. Оба прекрасно владели искусство «держать» публику. Но в этот вечер эффектнее был Северянин. Ему и вручили миртовый венок короля поэтов.

Еще один венок, поменьше, должен был получить вице-король — Маяковский. Но он в бешенстве отмахнулся от него. А потом вскочил на стол и прочитал третью часть «Облака в штанах».

Третье место досталось Василию Каменскому — поэту-футуристу, близкому другу и единомышленнику Маяковского и Бурлюка.

Титул короля поэтов Игорь Северянин носил вплоть до своей смерти в Таллине в 1941 году.

[https://zen.yandex.ru/media/litinteres/kak-rossiia-vybirala-korolia-poetov-5c350defd67b3300aacc4e86]

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.